Всюди один ("Свіча на вітрі")

Всюди один ("Свіча на вітрі")

Спроба осмислення життя Тараса Григоровича Шевченка за матеріалами його щоденника, листів та інших документів (Вистава без антракту)
Гастролі Національного академічного театру російської драми імені Лесі Українки (Київ)
Тривалість — 01:20
Прем'єра відбулась 28 Лютого 2014 року


Везде один... Тоска, томленье!..
И светлый праздник Воскресенья
Тоску сторичную несёт.
 
 
200-річчю
від дня народження
ТАРАСА ШЕВЧЕНКА
(1814-1861)
п р и с в я ч у є т ь с я
 
 
ВЕЗДЕ ОДИН...
(«Свеча на ветру»)

Попытка осмысления жизни
Тараса Григорьевича Шевченко
по материалам его дневника, писем и других документов
(Спектакль без антракта)
 
Сценическая композиция и постановка Михаила Резниковича
Сценография, костюмы – Елена Дробная
Режиссёр – Дмитрий Морозов
Композитор – Александр Шимко
Балетмейстеры – Ольга Голдис, Максим Пекний
Балетмейстер-репетитор – Светлана Приходько
Звукорежиссёр – Алла Муравская
Видеопроекция – Алексей Рабин, Андрей Рябин
Редактура текста – Татьяна Моцарь
 
ДЕЙСТВУЮТ:
 
От имени Тараса Шевченко –
Виктор Алдошин,
Пётр Панчук
(артист Национального академического театра им. И.Франко)

 
 Комментаторы –
Станислав Бобко, Юрий Дяк, Виталий Овчаров,
Андрей Пономаренко, Олег Савкин
 
Исполнители зонгов –
Таисия Бойко, Ирина Борщевская, Валерий Величко, Анна Гринчак, Александра Ена, Виктория Жилинская, Вячеслав Николенко, Ирина Новак, Алексей Полищук, Владимир Ращук, Пётр Сова
 
Эпизод «Гоголь» –
Михаил Аугуст, Олег Замятин, Ольга Когут, Виктор Кошель, Вячеслав Лисенбарт, Анна Наталушко,
Татьяна Остапенко, Олег Роенко, Дмитрий Савченко,
Любовь Солодова, Елена Стефанская, Александр Хорошко, Василий Юрченко
 
Эпизод «Беранже» –
Михаил Аугуст, Таисия Бойко, Олег Замятин, Виктор Кошель,
Вячеслав Лисенбарт, Сергей Озиряный, Виктор Семирозуменко, Юлия Смушкова, Любовь Тищенко,
Елена Тополь, Яна Тутутченко, Александр Хорошко,
Елена Червоненко
 
 
Спектакль ведут:
помощники режиссёра – Андрей Заболотный, Елена Шмырина
суфлёр – Лилия Пась
свет – Александр Головатенко, Игорь Головачёв
звук – Александр Дрыга, Алла Муравская
 
Сценическая композиция и постановка Михаила Резниковича
 
      Щедрая и неисчерпаемо  плодородная  украинская земля подарила общечеловеческому созвездию гениев неугасаемый Светоч - Тараса Шевченко, Тираноборца и Пророка, Спикера свободы, который поставил на страже у своих земляков, "рабів німих", огненное слово, а в "Заповіті" дал им призыв: " Кайдани порвіте! ".
      Немногие  из тех, кому выпало бессмертие, достигли его такой дорогой ценой, как Тарас Шевченко. Судьба не жалела для него жесточайших испытаний и страданий. Прожил Шевченко лишь 47 лет, из них двадцать пять - в крепостном рабстве, десять - в солдатчине и ссылке. А оставшиеся – воюя с лишениями, болезнями, лелея несбывшуюся мечту о создании семейного очага, элементарного уюта в собственном доме – маленькой хатке на родине.
      В нынешней театральной трактовке, вопреки многолетним хрестоматийным, заезженным декларациям и представлениям, гармонично переплетаются многие мотивы жизни Поэта и Художника: творчество, любовь, разочарование, раскаяние, ненависть, недоумение, известность и забвение, стремление постичь всё и вся…
      «…Спектакль о судьбе талантливого человека, попавшего под жернова системы. С одной стороны, она выковала его талант,  с другой – исковеркала его жизнь. Это и Шевченко, и не Шевченко, не только Шевченко.
      В основе - все тексты, все стихотворения Т.Г.Шевченко и воспоминания о нем. Но он был очень разным. И слабым, и сильным, и добрым, и несправедливым.
      Мы взяли лишь одну составляющую его личности, прежде всего, дарования, поэтому трудно настаивать на полной правдивой идентичности характера. Это, скорее, легенда о Шевченко. Хотя и основанная на фактах его жизни.
      Легенда об очень талантливом человеке, жизнь которого была разрушена системой. Он много знал, остро чувствовал и заслуживал большего человеческого счастья, но не сбылось.
      …У каждого свой Шевченко, как  и у каждого - свой Пушкин. У нас – ТАКОЙ!..»
(М. Резникович)
      Спектакль выдвинут на соискание Национальной премии им. Т.Г. Шевченко за 2014 год.
 
Без малодушной укоризны
Пройти мытарства трудной жизни,
Измерять пропасти страстей,
Понять на деле жизнь людей,
Прочесть все чёрные страницы,
Все беззаконные дела...
И сохранить полёт орла
И сердце чистой голубицы!
Се человек!.. Без крова жить
(Сирот и солнышко не греет),
Людей изведать — и любить!
Незлобным сердцем сожалея
О недостойных их делах
И не кощунствуя впотьмах,
Как царь ума. Убогим, нищим,
Из-за куска насущной пищи,
Глупцу могучему годить
И мыслить, чувствовать и жить!..
Вот драма страшная, святая!..
 
      Шевченко (Тарас Григорьевич) — знаменитый украинский поэт. Род. 25 февраля 1814 г. в селе Моринцы, Звенигородского уезда Киевской губернии, в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Через 2 года родители Ш. переселились в село Кириловка, где Ш. провёл всё детство. Мать его умерла в 1823 г.; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. Она относилась к Тарасу сурово. До 9-летнего возраста Ш. находился на попечении природы, да отчасти старшей сестры своей, Екатерины, девушки доброй и нежной. Вскоре она вышла замуж. В 1825 г., когда Ш. шёл 12-й год, умер его отец. С этого времени начинается тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка, сначала у учителя-дьячка, затем у соседних маляров. Одно время Ш. был пастухом овец, затем служил у местного священника погонычем. В школе учителя-дьячка Ш. выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На 16-м году, в 1829 г., он попал в число прислуги помещика Энгельгардта, сначала в роли поварёнка, затем казачка. Страсть к живописи не покидала его. Помещик отдал его в обучение сначала варшавскому маляру, затем в Петербург, кживописных дел мастеру Ширяеву. В праздники юноша посещал Эрмитаж, срисовывал статуи в Летнем саду, где и познакомился с земляком — художником И.М.Сошенко, который, посоветовавшись с малорусским писателем Гребенко (Гребинка), представил Ш. конференц-секретарю академии художеств Григоровичу, художникам Венецианову и Брюллову, поэту Жуковскому. Эти знакомства, особенно последнее, имели огромное значение в жизни Ш., в деле освобождения его из неволи. Жуковскому сильно помогала графиня Ю.Э.Баранова, близко стоявшая ко двору. По свидетельству княжны Репниной, Жуковский, узнав об ужасном состоянии духа молодого человека, близком к самоубийству, написал к нему на лоскутке бумажки успокоительную записку. Эту записку Ш. хранил у себя в кармане, как святыню, и показывал её княжне в 1848 г.
      Годы 1840—47 — лучшие в жизни Ш. В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 г. вышел, под названием «Кобзарь», небольшой сборник его стихотворений; в 1842 г. вышли «Гайдамаки» — самое крупное его произведение. В 1843 г. Ш. получил степень свободного художника; в том же году Ш., путешествуя по Малороссии, познакомился с княжной ВН.Репниной, женщиной доброй и умной, принимавшей впоследствии, во время ссылки Ш., самое тёплое в нём участие.
      Ко времени пребывания Ш. в Киеве в 1846 г. относится сближение его с Н.И.Костомаровым. В том же году Ш. вошёл в формировавшееся тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевское общество, состоявшее из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности, украинской. Участники этого кружка, в числе 10 человек, были арестованы, обвинены в составлении политического общества и понесли разные кары, причём больше всего досталось Ш. за его нелегальные стихотворения: он был сослан рядовым в Оренбургский край, с запрещением писать и рисовать. Не зная лично Гоголя, Ш. решился написать ему «по праву малороссийского виршеплёта», в надежде на украинские симпатии Гоголя. «Я теперь, как падающий в бездну, готов за всё ухватиться — ужасна безнадёжность! так ужасна, что одна только христианская философия может бороться с ней». Ш. послал Жуковскому трогательное письмо с просьбой об исходатайствовании ему только одной милости — права рисовать. Но помочь Ш. оказалось невозможным. Обращался Ш. с просьбой и к начальнику III отделения, генералу Дубельту, писал, что кисть его никогда не грешила и не будет грешить в смысле политическом, но ничего не помогало; запрещение рисовать не было снято до самого его освобождения. Не имея возможности рисовать, Ш. занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, однако, стоила в то время очень дорого. В Новопетровском Ш. написал несколько повестей на русском языке — «Княгиня», «Художник», «Близнецы», заключающих в себе много автобиографических подробностей. Освобождение Ш. состоялось в 1857 г., благодаря настойчивым за него ходатайствам графа Ф.П.Толстого и его супруги, графини А.И.Толстой. С продолжительными остановками в Астрахани и Нижнем Новгороде Ш. возвратился по Волге в Петербург и здесь, на свободе, предался поэзии и искусству. Тяжёлые годы ссылки, в связи с укоренившимся в Новопетровском алкоголизмом, привели к быстрому ослаблению здоровья и таланта. Попытка устроить ему семейный очаг (актриса Пиунова, крестьянки Харита и Лукерья) не имели успеха. Проживая в Петербурге (с 27 марта 1858 г. до июня 1859 г.), Ш. был дружески принят в семье вице-президента академии художеств графа Ф.П.Толстого. Жизнь Ш. этого времени хорошо известна по его «Дневнику». В 1859 г. Ш. побывал на родине. Тут у него возникла мысль купить себе усадьбу над Днепром. Было выбрано красивое место под Каневом. Ш. усиленно хлопотал о приобретении, но поселиться тут ему не пришлось: он был тут похоронен, и место это стало местом пилигримства для всех почитателей его памяти. Отвлекаемый многочисленными литературными и художественными знакомствами, Ш. в последние годы мало писал и мало рисовал. Почти всё своё время, свободное от званых обедов и вечеров, Ш. отдавал гравированию, которым тогда сильно увлекался. Незадолго до кончины Ш. взялся за составление школьных учебников для народа на малорусском языке. Скончался Ш. 26 февраля 1861 г. Вся литературная сила Ш. — в его «Кобзаре». По внешнему объёму «Кобзарь» не велик, но по внутреннему содержанию это памятник сложный и богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество и солдатчина во всей их тяжести, и наряду с этим не угасшие воспоминания о казацкой вольности. Главная трудность изучения поэзии Ш. заключается в том, что она насквозь пропитана народностью; крайне трудно, почти невозможно, определить, где кончается малорусская народная поэзия и где начинается личное творчество Ш. Ближайшее изучение открывает литературные источники, которыми пользовался Ш., - то удачно, то неудачно. Таким источником была поэзия Мицкевича. Ш. любил Пушкина, знал многие его стихотворения наизусть, — и при всём том влияние Пушкина на поэзию Ш. трудно определить за украинскими наслоениями. О «Кобзаре» Ш. говорит очень часто; реже, сравнительно, встречается пророк. К стихотворениям о пророке тесно примыкает небольшое, но сильное стихотворение об апостоле правды. В обрисовке пророка, в особенности, в стихотворении «Неначе праведных дитей», заметно влияние Лермонтова. Народность Ш., как и других выдающихся поэтов, слагается из двух родственных элементов, — народности внешней, заимствований, подражаний, и народности внутренней, психически наследственной. Определение внешних, заимствованных элементов нетрудно; для этого достаточно ознакомиться с этнографией и подыскать прямые источники в народных сказках, поверьях, песнях, обрядах.

(Н. Сумцов.(Выдержки из статьи). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1890—1907).